Размещение запорно-регулирующей арматуры, функционирующей посредством ручной системы, рассчитано на центральное отопление. Такое устройство можно разделить на два вида: фланцевый и муфтовый.
У муфтовой модели имеется внутренняя резьба на концах, посредством которой ее соединяют с трубами. Ее устанавливают на трубах, диаметр которых составляет
не больше 40, иногда 50 мм;
Второй вид имеет на конце фланцы. Такое устройство устанавливают при условии, что диаметр трубы составляет 50 мм и более.
На подводках, к приборам систем отопления функционирующих на основе воды низких температур при наличии двухтрубных стояков устанавливается кран, у которого гидравлическое сопротивление имеет высокий показатель. При однотрубном стояке — наоборот те краны, у которых гидравлическая сопротивляемость низка.
Повышенная сопротивляемость крана способствует равномерному распределению воды по приборам для отопления. Во втором случае пониженный уровень обеспечивает затекания в приборы большей части воды от общего объема ее расходования в стояках. Это способствует увеличению плотности теплового потока приборов.
Наиболее часто используемые краны с двойной регулировкой и с наличием полой пробки для низкотемпературного отопительного прибора, оснащенного двумя трубами, имеют свои большие минусы. У них низкая сопротивляемость и нерационально изогнутая кривая дросселирования. Повышенные уровень сопротивления течи воды эти краны обеспечивают только при их полном закрывании. Небольшой показатель глубины дросселирования посредством пробковых устройств не позволяет регулировать распределение воды эффективно в отопительном приборе.
Краны с двойной регулировкой по типу «Термис» не имеют подробных недоработок. Рост уровня дросселирования у них пропорционален степени закрывания отверстия для течи воды. Но у них довольно сложная конструкция, из-за которой они в скором времени засоряются, в случае если проходимая по трубам вода недостаточно чиста.
Пробковые краны с двойным регулированием применимы для малоэтажек, где проявление циркуляционного давления при распределении воды по отопительным приборам не столь велико.
В многоэтажках при наличии двухтрубных систем отопления на воде применимы краны с повышенным уровнем гидравлической сопротивляемости по типу «Термис» или КРД (по ГОСТ 10944—64).
Это обеспечивает достаточный уровень противодействия нарушению расчетного распределения воды по отопительным приборам при увеличенном и параллельно переменном влиянии естественно возникающего циркуляционного давления.
Кран, отвечающий за дроссельный (КРД), выглядит как дросселирующая диафрагма с клапаном по вентильному типу, на подобии «Термиса». Но у модели на конце имеется игла, которая прочищает диафрагму. Калиброванная конусная диафрагма (диаметром 2—6 мм), которая находится в седле корпуса вентиля dY=15 мм, имеет нужный уровень сопротивляемости протеканию, аналогично создающемуся при монтажной регулировке крана «Термис».
Помимо того что в функцию игольчатого устройства входит прочищение диафрагмы. Он отвечает и за вторую эксплуатационную регулировку теплопередачи может плотно закрыть кран.
При наличии однотрубных стояков с замыкающими механизмами при подводках к приборам отопления устанавливаются проходные или шиберные модели кранов. Подробную конструкцию отличает пониженный уровень гидравлического сопротивления.
На подводках к приборам отопления с высокотемпературным функционированием на основе воды или пара из-за приваривания пробки краны, как правило, заменяются вентилями. Гидравлическое сопротивление вентилей намного выше, но такой показатель сопротивляемости не всегда хорош.
Использование вентилей в отопительных системах, функционирующих на пару под высоким давлением, осуществляется при их установке перед паровой проводкой и после нее на трубе конденсата приборов для отопления с целью их полного отключения при надобности охладить или подвергнуть приборы ремонту.
На конденсатных подводках к приборам устанавливают и конденсатоотводчики, которые пропускают конденсат и воздух и задерживают пар. Устройства можно крепить также на самих приборах отопления. Бывают конструкции с запорно-регулирующими кранами, которые монтируются между секциями радиатора. Если обе магистрали на водяном приборе отопления проложены в нижней части, то на радиаторах монтируются воздушные краны.
Краны на стояках выполняют роль количественного регулировщика. Они также может полностью отключить отдельные стояки при проведении ремонта или же других работ во время сезона отопления.
Нецелесообразна установка устройств в на стояках в малоэтажках. Здесь легче посредством арматуры отключить небольшую часть отопительной системы.
В многоэтажках, где 4 и больше этажей, на стоках систем для отопления, как правило, монтируется проходная арматура, ее также называют пробочной, и вентили. Использование проходных кранов целесообразно при воде с низкими показателями температур и низком уровне гидростатического давления.
В высотных строениях при гидростатическом давлении, уровень которого выше 0,6 МП а (6 кгс/см2), в нижней части стояков краны меняются на более дорогие с высоким уровнем прочности и надежности.
Вентили монтируются как на стояках, так и на подводках к системе отопления при наличии в приборе воды высокой температуры или пара.
Лучше использовать вентили с наличием наклонного шпинделя (косые вентили) у которых гидравлическое сопротивление имеет более низкий показатель по сравнению с теми шпинделями, которые расположены по отношению к оси труб перпендикулярно.
При отоплении посредством воды при ее спуске из одного стояка и впуске в него воздуха, а также — наоборот, рядом с кранами для отключения монтируются муфты с пробками оснащенными резьбой (спускные вентили).
При значительной протяженности парового отопления на конденсатных трубах, которые находятся в отделанном положении от стоков, обычно монтируются спускные вентили для продувания системы, а также для моментальной ликвидации из нее воздуха при спуске пара.
На стоках можно монтировать регулирующие диафрагмы (шайбы). Их монтаж говорит о том, что применить трубу с меньшим диаметром невозможно.
Вентили на магистралях служат количественному регулированию и отключению отдельных частей отопительной системы. С этой целью применяются муфтовые проходные вентили и краны, а также задвижки из фланца на трубах, калибр которых достаточно крупный и составляет rfy^50 мм.
Задвижка при открытом затворе обеспечивает меньшее сопротивление воде по сравнению с арматурой других видов. В этом и есть приоритет этого увесистого прибора.
В низких областях на магистралях монтируют спускные краны, в местах повышенного давления воды — воздушные, собирающие воздух.
Паровые магистрали снабжены гидравлическими петлями и специальными деталями отводящими конденсат. Такой вид кранов относят к категории запорной конструкции.
На трубах, проводящих воздух в вертикальном направлении, в системах отопления, функционирующего на воде с нижней прокладкой магистралей, арматуру монтируют в том случае, если на самих стояках подразумевается наличие запорных кранов.
Линия, удаляющая воздух в горизонтальном направлении дополнена запорным краном, в случае если она не подводится к расширяющему баку.
Нс трубах для спускания воды из отдельных отсеков или же горизонтальных труб в системе отопления монтируется общий запорный кран у основания бачка для спуска воды в канализацию.
Арматура в тепловом отделении здания нужна для регулировки и отключения отдельных отопительных систем, а также оборудования для отопления.
Задвижки устанавливаются на главных подающих и магистралях с обратным направлением до и после в соответствии с движением в теплоносителе, а также на теплообменниках, циркуляционных и смесительных насосах, водоструйных элеваторах, исполнительных механизмах и обводных линиях.
Если помимо насоса рабочего назначения есть и резервный, то после каждого из насосов, исключая задвижки, монтируют устройства с обратным действием. Насос функционирует в резерве при открытых задвижках, клапан с обратным действием не дает воде пройти к всасывающему патрубку.
Конденсатоотводчики размещаются с целью отвода и сбора конденсата. Их монтируют на конденсатных трубах. Основные запорные краны дополнены кранами с воздушным и спускным механизмами в нужных местах.
Читайте также:
Технический ремонт турубопроводной арматуры.